ru en
Услуги и решения Команда Проекты

Увеличение уставного капитала в пользу инвестора

Колесов Г.В.

Старший специалист отдела корпоративных процедур АО «БЭФЛ»

Увеличение уставного капитала в акционерном обществе всегда было специфическим мероприятием, отличным от подобных процедур в других организационно-правовых формах юридических лиц. Это вытекает из порядка формирования уставного капитала АО (его разделения на акции), особенных требований действующего законодательства к оплате данных ценных бумаг, а также контролю государства за соблюдением процедур их выпуска (размещения).

Уставный капитал, согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона об «Акционерных обществах (далее – ФЗ об АО), может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

Если мы говорим об увеличении уставного капитала АО в пользу инвестора, то значительно сужаем понятие «увеличение уставного капитала АО» – до, фактически, двух способов – подписки и реорганизации.

Любое увеличение уставного капитала АО в настоящее время по последовательности действий вписывается в последовательность процедур, соответствующих процедуре эмиссии ценных бумаг, описанной в п. 1 ст. 19 ФЗ О рынке ценных бумаг:

Принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг или иного решения, являющегося основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг
Утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера
Размещение эмиссионных ценных бумаг
Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска

Каждый из этапов процедуры эмиссии имеет свои особенности, характерные для способа увеличения уставного капитала, на них и остановимся подробнее.

Как правило, для того, чтобы инвестору, а также менеджменту и акционерам АО понимать, в каком направлении двигаться, необходимо перед «входом» инвестора в АО определится с основными параметрами: соотношение объема планируемых инвестиций и размера доли участия потенциального инвестора в АО после увеличения его уставного капитала.Как правило, для того, чтобы инвестору, а также менеджменту и акционерам АО понимать, в каком направлении двигаться, необходимо перед «входом» инвестора в АО определится с основными параметрами: соотношение объема планируемых инвестиций и размера доли участия потенциального инвестора в АО после увеличения его уставного капитала.

В данной статье при рассмотрении вопроса об увеличении уставного капитала мы говорим о конкретном (для АО) инвесторе, т. е. не будем рассматривать увеличение уставного капитала за счет неопределенного круга лиц (публичное размещение акций АО).

Подготовительный этап

Наиболее универсальный в отношении подбора параметров увеличения уставного капитала способ увеличения уставного капитала АО под потенциального инвестора – закрытая подписка. Размер потенциальных инвестиций достаточно просто подводится к доле участия в уставном капитале путем установления определенной цены размещения дополнительных акций. Цену размещения, в соответствии с общим правилом, установленным п. 1 ст. 77 ФЗ об АО, определяет совет директоров АО до принятия решения об увеличении уставного капитала (в случае его отсутствия – общее собрание акционеров определяет одновременно с принятием решения об увеличении уставного капитала).

Если продолжить цитирование п. 1 ст. 77 ФЗ об АО, цена размещения дополнительных акций должна определяться исходя из рыночной стоимости акций АО. Согласно п. 2 ст. 77 ФЗ об АО, для определения рыночной стоимости может быть привлечен независимый оценщик. Такой подход к определению цены размещения дополнительных акций (как и иных стоимостей имущества, перечисленного в ст. 77 ФЗ об АО) влечет за собой существенное противоречие, так как рыночная стоимость – это понятие, закрепленное в гражданском праве, и определяется она (согласно ст. 3 ФЗ Об оценочной деятельности) как раз независимым оценщиком. В то же время оценщик может быть привлечен, то есть его привлечение в данном случае не обязательно.

Что касается практики определения цены размещения дополнительных акций – то это, в первую очередь, продукт взаимных договоренностей инвестора и менеджмента (акционеров) АО, а уже во вторую очередь – рыночная стоимость акций АО.

В любом случае ответственность за определение цены размещения лежит (по общему правилу) на совете директоров, и зачастую для того, чтобы «разделить» данную ответственность с оценщиком, органы управления АО заказывают такую независимую экспертизу.

Мы не просто так уделяем столько внимания вопросу определения цены размещения дополнительных акций, так как в подавляющем большинстве случаев размер уставного капитала АО никак не коррелирует с размером его активов и финансовым оборотом. Минимальный размер уставного капитала для непубличного АО в настоящее время составляет 10 000 рублей, и, естественно, уже давно не выполняется та функция уставного капитала, которая в него была заложена на заре формирования нормативной базы по АО (согласно п. 1 ст. 25 ФЗ об АО: минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов). Соответственно, мы можем иметь АО с уставным капиталом в 10 000 рублей, куда планирует прийти потенциальный инвестор со 100 млн. рублей, и эта сумма составляет лишь 20% от имущества общества.

Кроме соотношения планируемых инвестиций к уставному капиталу и имуществу (имущественному состоянию) АО, для потенциального инвестора важным является еще одно условие – контроль за своими вложениями (в т. ч. как акционера). Поэтому мы часто можем видеть пожелания в отношении размера доли участия инвестора в АО, не пропорциональные соотношению размера инвестиций и имеющимся активам АО. То есть, если АО очень нуждается во «вливаниях», инвестор может их оценить в более крупный пакет акций, которые он хотел бы получить в обмен на такие «вливания».

Как раз расставить «все точки над и» в такой многогранной задаче сторонам позволяет правильно подобранная цена размещения акций – это одно из первых звеньев в цепи планирования увеличения уставного капитала АО в пользу инвестора.

В случае если акционеров в АО, которое планирует увеличение уставного капитала, более одного, уже существует вероятность отсутствия какого-либо из акционеров на собрании при принятии решения об увеличении уставного капитала либо вероятность принятия решения «против» такого увеличения. В таком случае при определении цены размещения дополнительных акций орган АО, за это отвечающий, обязан отдельно оговорить цену для лиц, потенциально обладающих преимущественным правом приобретения дополнительных акций (тех самых акционеров, которые могут не присутствовать на собрании или голосовать «против» принятия решения об увеличении уставного капитала). Указание на это обстоятельство необходимо исходя из предоставляемой законодательством возможности определить меньшую цену размещения для лиц, обладающих преимущественным правом, чем для инвестора (п. 2 ст. 36 ФЗ Об АО). Тут есть два ограничения:

  1. такая цена не может быть менее номинальной стоимости уже размещенных акций;
  2. разница с ценой размещения для инвестора не должна быть более 10%.

Как мы понимаем, в процедуре увеличения уставного капитала под потенциального инвестора вариант с уменьшением цены размещения для «преимущественников» не в интересах такого инвестора.

На стадии планирования увеличения уставного капитала менеджменту АО и потенциальному инвестору также нужно учесть еще ряд немаловажных параметров, которые могут отразиться на затратах на проведение процедуры увеличения уставного капитала и изменении контролирующего органа для АО, а именно:

  1. учесть требования п. 1 ст. 22 ФЗ О рынке ценных бумаг, которыми установлены случаи, когда государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки, не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг;
  2. учесть требования п. 2 и п. 3 Указаний Банка России от 06.08.2014 г. № 3360-У «О представлении в Банк России документов для государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями» (далее также – Указания ЦБ о разграничении полномочий);
  3. учесть требования ст. 40 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее также – ФЗ О приватизации).

Первый из перечисленных выше пунктов дает повод в случае имеющихся «сопряженных» условий размещения задуматься над возможностью избежать регистрации проспекта ценных бумаг. Это, в первую очередь, дополнительные затраты, связанные с сопровождением эмиссии (т. к. обыденностью в настоящее время является передача сопровождения процедур эмиссии на аутсорсинг профессионалам, тем более когда дело касается формирования настолько сложного документа, как проспект ценных бумаг). Во вторую очередь, для АО, не раскрывавших информацию или раскрывавших ее только в соответствии с гл. 8 Положения о раскрытии информации, это прямой путь к началу полного раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах и ежеквартального отчета, что также ведет к дополнительным затратам и значительному увеличению рисков возможного не соблюдения каких-либо корпоративных процедур.

Второй пункт обращает внимание на параметры увеличения уставного капитала (его разовый объем, суммарный уставный капитал либо лицо, в пользу которого он увеличивается), при которых АО при государственной регистрации дополнительного выпуска переходит из юрисдикции территориального подразделения ЦБ в так называемый «федеральный список». Рассмотрение всех документов по эмитентам данного списка занимается центральный аппарат ЦБ (г. Москва). Данный фактор кроме географических (логистических) трудностей для АО также влечет дополнительные расходы, в том числе на аутсорсинг. «Выбраться» АО из указанного списка в последующем будет довольно сложно. Исходя из условий, описанных в данной статье, для исключения попадания в «федеральный список» внимания заслуживают следующие пункты:

  • уставный капитал АО равен или превысил 5 млрд. рублей;
  • если акции, или ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются посредством закрытой подписки, объем выпуска которых по номинальной стоимости равен или превышает 600 млн. рублей.

Третий пункт заставляет учитывать наличие и размер доли государства (муниципального образования) в уставном капитале открытых (публичных) АО, а также условия возможного ее изменения при увеличении уставного капитала.

Так, при наличии в АО доли государства от 25 до 50% в ходе увеличения уставного капитала доля государства может уменьшаться в случае положительного решения Правительства РФ, органа исполнительной власти Субъекта Федерации или органа местного самоуправления, но не менее чем до 25% плюс одна акция. В случае если АО с указанной долей государства входит в перечень стратегических предприятий, то решение о возможном уменьшении доли государства при увеличении уставного капитала АО может принять только Президент РФ и опять же до величины 25% плюс одна акция.

При наличии в АО доли государства свыше 50% в ходе увеличения уставного капитала доля государства может уменьшаться в случае положительного решения Правительства РФ, органа исполнительной власти Субъекта Федерации или органа местного самоуправления, но не менее чем до 50% плюс одна акция. Для стратегических АО – только по решению Президента РФ и до размера доли 50% плюс одна акция.

Решение о размещении

Определив (спланировав) необходимые параметры увеличения уставного капитала АО (дополнительной эмиссии) мы вплотную подходим к реализации первого этапа процедуры эмиссии – принятию решения о размещении. Решение об увеличении уставного капитала путем закрытой подписки (под инвестора) принимает общее собрание акционеров большинством в ¾ голосов (п. 3 ст. 39 ФЗ об АО) акционеров, участвующих в собрании акционеров.

При организации проведения общего собрания акционеров, кроме соблюдения самой процедуры, необходима предварительная экспертиза учредительных документов АО на предмет отсутствия ограничений на планируемые действия и указания на достаточное количество объявленных акций соответствующей категории (типа). Зачастую возникает необходимость внесения изменений в устав АО и, соответственно, подготовки проекта таких изменений, а также отражения данного вопроса в повестке дня общего собрания акционеров. Дополнительные вопросы в повестку дня общего собрания акционеров также добавляет отсутствие в АО совета директоров. Вот эти вопросы:

  • вопрос об утверждении решения о дополнительном выпуске ценных бумаг;
  • вопрос об определении денежной оценки имущества, в случае оплаты дополнительных акций имуществом (к нему вернемся несколько позже).

Учитывая то, что в современных реалиях факт проведения собрания (присутствия акционеров и их волеизъявления) должен подтверждаться регистратором АО либо нотариусом (возможно для непубличных АО), любое упущение, связанное с непринятием решения общим собранием акционеров по вопросу, оказывающему влияние на процедуру увеличения уставного капитала, может повлечь за собой временные и дополнительные финансовые затраты для АО на проведение дополнительного собрания акционеров.

Для того чтобы снизить вероятность проведения дополнительного собрания, в ходе процедур по увеличению уставного капитала также необходимо заранее исследовать планируемую сделку по размещению дополнительных акций инвестору на предмет соответствия признакам крупной сделки (актуально только для размещения привилегированных акций), сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, сделки, одобрение которой требуется в связи со специфическими требованиями учредительных документов как АО-эмитента, так и инвестора (если это юридическое лицо), и при необходимости внести соответствующие вопросы в повестку дня собрания акционеров. У тех, кто проводит процедуру увеличения уставного капитала впервые, часто возникает ситуация, когда вопрос об одобрении встает только на стадии подготовки документов для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг при заполнении соответствующего раздела отчета, и тогда на проведение полноценного собрания уже не остается времени.

Определившись с повесткой дня собрания, необходимо уделить пристальное внимание проекту решения об увеличении уставного капитала путем подписки (проекту решения о размещении). Он должен соответствовать требованиям, установленным гл. 20 Положения ЦБ «О стандартах эмиссии», и должен обязательно содержать:

  • решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций;
  • количество дополнительно размещаемых акций;
  • способ размещения дополнительных акций;
  • цену размещения дополнительных акций;
  • форму оплаты дополнительных акций;
  • круг лиц, среди которых предполагается осуществить размещение ценных бумаг.

Стоит обратить внимание на нюансы определения формы оплаты и круга лиц. Так, в случае оплаты дополнительно выпускаемых акций денежными средствами возможно решением о размещении предусмотреть возможность такой оплаты путем зачета требований к АО, без этого указания зачет встречных денежных требований при оплате дополнительных акций сделать не удастся (аб. 7 п. 20.2 Положения о стандартах эмиссии).

В случае оплаты неденежными средствами (имуществом) решение о размещении дополнительных акций должно содержать сведения об имуществе, которым могут оплачиваться дополнительные акции (п. 20.19 Положения о стандартах эмиссии). При этом не установлены достаточно четкие критерии сведений об имуществе, которые должны найти отражение в решении об увеличении уставного капитала, и в общем случае достаточно указания на категорию (вид) планируемого к внесению имущества без указания четких характеристик и иных идентификационных признаков.

При указании круга лиц необходимо обеспечить идентификацию инвестора как потенциального приобретателя, причем в соответствии с требованиями нормативных актов таковыми идентификаторами кроме наименования юридического лица либо ФИО физического лица являются ОГРН и ИНН соответственно. Для лиц, являющихся нерезидентами, указанные идентификационные признаки необходимо выбирать индивидуально, исходя из конкретной юрисдикции, в случае если присущие российским компаниям и физическим лицам идентификационные признаки таким лицам не присваивались. Указание паспортных данных физических лиц в настоящее время является не приемлемым в связи с требованиями ФЗ «О защите персональных данных».

На этапе принятия решения об увеличении уставного капитала (решения о размещении дополнительных акций) после определения кворума и подведения итогов голосования становится понятен объем дальнейших действий (наличие либо отсутствие преимущественного права приобретения дополнительных акций акционерами, голосовавшими «против» и не участвовавшими в собрании при решении вопроса об увеличении уставного капитала).

«Обойти» преимущественное право удается только АО с небольшим количеством акционеров при совпадении у акционеров взглядов на инвестиционную политику АО. Как правило, находится такой акционер, который своими действиями (бездействием) запускает механизм реализации преимущественного права в ходе процедуры увеличения уставного капитала, и при планировании общих сроков процедур это необходимо обязательно учитывать.

Сразу необходимо отметить то, что АО, раскрывающие информацию в форме существенных фактов, и АО, увеличение уставного капитала которых сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг, обязаны раскрывать информацию на каждом этапе процедуры увеличения уставного капитала (процедуры эмиссии) в соответствии с гл. 6 и гл. 2 Положения о раскрытии информации соответственно.

Процедура государственной регистрации увеличения уставного капитала

Следующим этапом процедуры увеличения уставного капитала является государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг (акций). Для этого в соответствии с требованиями Положения о стандартах эмиссии формируется пакет документов и подается вместе с соответствующим заявлением на государственную регистрацию в территориальное подразделение ЦБ (либо центральный аппарат ЦБ) в соответствии с Указаниями ЦБ о разграничении полномочий.

При этом по реквизитам соответствующего территориального подразделения уплачивается государственная пошлина за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Размер государственной пошлины определен в подпункте 53 пункта 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет при подписке 0,2% от номинальной суммы выпуска, но не более 200 000 рублей. Указанная сумма государственной пошлины оплачивается в случае, если государственная регистрация выпуска не сопровождается государственной регистрацией проспекта ценных бумаг (проспект оценен законодателем в 325 000 рублей).

Основными документом в пакете является решение о дополнительном выпуске ценных бумаг. Указанный документ должен быть утвержден советом директоров АО (п. 3.2 Положения о стандартах эмиссии) либо общим собранием акционеров при отсутствии совета, и именно на этом документе проставляются отметки регистрирующего органа о регистрации дополнительного выпуска акций.

Стоит обратить внимание на то, что в настоящее время регистрирующий орган несколько видоизменил требования к комплекту документов, который предоставляется на государственную регистрацию дополнительного выпуска акций путем подписки. Комплектность документов имеет следующие особенности:

  • к комплекту документов не нужно предоставлять бухгалтерскую отчетность за последний завершенный финансовый год и квартал (это вытекает из п. 5.4 Положения о стандартах эмиссии), такая обязанность осталась у эмитентов, размещающих путем подписки облигации;
  • к комплекту документов не предоставляются распечатки страницы в сети Интернет, ленты новостей и сами сообщения о раскрытии информации на каждом этапе процедуры эмиссии. Вместо этого прикладывается справка о соблюдении требований по раскрытию информации, остальное сотрудники регистрирующего органа могут увидеть в Интернете самостоятельно (п. 22.1 Положения о стандартах эмиссии);
  • к комплекту документов (для эмитентов, государственная регистрация дополнительного выпуска акций которых не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг) дополнительно прилагается справка, подтверждающая присутствие хотя бы одного основания для отсутствия нормативной необходимости в государственной регистрации проспекта ценных бумаг (согласно п. 1 ст. 22 ФЗ О рынке ценных бумаг и п. 1.3 Положения о стандартах эмиссии). Ранее регистрирующий орган самостоятельно проводил такой анализ и данная справка не требовалась.

Тут важно отметить, что существуют нормативно установленные временные пределы для подачи документов для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган (п. 5.7 Положения о стандартах эмиссии). Данные сроки отсчитываются от даты утверждения решения о дополнительном выпуске ценных бумаг уполномоченным органом АО (по умолчанию советом директоров, а при его отсутствии – общим собранием акционеров) и составляют:

  • в случае если государственная регистрация дополнительного выпуска сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг – не позднее 1 месяца;
  • в случае если государственная регистрация дополнительного выпуска не сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг – не позднее 3 месяцев.

Срок рассмотрения пакета документов для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг регистрирующим органом (п. 5.8 Положения о стандартах эмиссии) в настоящее время составляет 20 календарных дней с момента получения документов регистрирующим органом (для дополнительного выпуска, не сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг) и 30 календарных дней, если одновременно регистрируется проспект ценных бумаг. Регистрирующий орган в случае обнаружения в документах недостатков, требующих устранения, либо в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, вправе приостановить рассмотрение документов, направив эмитенту уведомление о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах (п. 5.9 Положения о стандартах эмиссии), или уведомление о приостановлении эмиссии (п. 5.10 Положения о стандартах эмиссии). В уведомлениях эмитенту дается конкретный срок для устранения нарушения и предоставления дополнительных документов или пояснений. Нарушение такого срока или непредставление запрашиваемых документов без соответствующих пояснений является основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска акций и откидывает процедуру увеличения уставного капитала к самой начальной точке.

В случае принятия решения о регистрации АО-эмитенту выдается соответствующее уведомление и 2 экземпляра зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг (если государственная регистрация сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг – то еще и 2 экземпляра зарегистрированного проспекта ценных бумаг).

Размещение

Государственная регистрация выпуска дополнительных акций порождает очередной этап мероприятий – этап размещения.

Для АО, где не все акционеры были согласны с решением об увеличении уставного капитала и/или кто-то не присутствовал на собрании при решении данного вопроса, процедура размещения включает один обязательный этап – этап реализации акционерами преимущественного права приобретения дополнительных акций. Для прохождения данной процедуры нужно знать ряд установленных нормативными актами особенностей данной процедуры:

  • список лиц, имеющих преимущественное право приобретения акций, составляется на основании списка лиц к общему собранию акционеров, на котором принималось решение об увеличении уставного капитала (п. 2 ст. 40 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ Об АО));
  • лица, имеющие преимущественное право, уведомляются о наличии у них такого права способом, предусмотренным для уведомления о проведении общего собрания акционеров (п. 1 ст. 41 ФЗ Об АО);
  • срок действия преимущественного права – не менее 45 календарных дней с момента уведомления таких акционеров (п. 2 ст. 41 ФЗ Об АО);
  • по окончании преимущественного права необходимо подвести итоги его реализации (аб. 7 п. 23.9 Положения о стандартах эмиссии);
  • до момента окончания осуществления преимущественного права не допускается размещение дополнительных акций иным лицам, кроме включенных в список лиц, имеющих преимущественное право (п. 4 ст. 41 ФЗ Об АО).

Итоги преимущественного права покажут количество акций, которое останется для приобретения инвестором.

Преимущественное право – защитный механизм, придуманный законодателем для того, чтобы акционеры, которые не согласны с условиями увеличения уставного капитала, либо каким-либо образом не попали на собрание для выражения своего мнения по вопросу увеличения уставного капитала, могли (при желании) сохранить размер принадлежащей им доли в АО. Наличие данного обстоятельства вносит элемент неопределенности в планирование инвестором и менеджментом АО соотношений вклад-участие для инвестора, так как на количество акций, выкупленных в ходе преимущественного права, уменьшается количество акций, которое вправе будет приобрести инвестор. В результате возможна такая ситуация, когда количество оставшихся к размещению дополнительных акций приблизится (или перейдет) границу интереса инвестора к АО, к размеру инвестиций и размеру доли участия в АО, что приведет к отказу инвестора от дальнейших действий.

Как правило, потенциальный инвестор (обычно совместно с менеджментом АО) до начала процедуры увеличения уставного капитала предварительно оценивает вероятность возникновения таких событий, потенциальные финансовые возможности тех акционеров, кто может противиться увеличению уставного капитала. Данные оценки позволяют выбрать способ достижения свой цели инвестору и АО. Возможное решение такого вопроса лежит либо в чисто экстенсивном наращивании цены размещения или количества размещаемых акций, либо в возможности неких административных мер на стадии созыва и проведения собрания акционеров или после завершения процедуры преимущественного права.

Если с количественными мерами защиты все понятно – определяется такой размер увеличения уставного капитала и цены размещения дополнительных акций, который, вероятнее всего, отпугнет акционеров от желания воспользоваться механизмами преимущественного права.

Второй вариант основан на возможностях манипулирования порядком голосования, указанным в бюллетенях для голосования. Если акционеры «привыкли» к определенному порядку отражения в бюллетенях вариантов для голосования, то, визуально оставив порядок аналогичным, возможно диаметрально изменить порядок отражения в бюллетене варианта голосования, что позволит при некоторой невнимательности акционера если не решить вопрос «за», то по крайней мере признать бюллетень недействительным, что, исходя из прямого трактования п. 1 ст. 40 ФЗ Об АО, не является основанием для появления у акционера преимущественного права. Этот способ не совсем этичен, но законен и довольно эффективен.

Третий вариант исходит из возможности заключения корпоративного договора (акционерного соглашения), предусматривающего обязанность акционеров воздержаться от использования преимущественного права. Этот вариант возможен в условиях, когда есть, с кем договориться (нет «мертвых душ»), и все акционеры согласны с условиями инвестиционной политики АО. Учитывая то обстоятельство, что фактически, даже в случае заключения корпоративного договора, время на процедуру нужно затратить, а также то, что несогласные с увеличением уставного капитала обычно не идут на такие сделки, данный способ не нашел широкого применения.

Есть и четвертый вариант, который подразумевает внесение изменений в условия размещения (в том числе количество размещаемых акций) после завершения процедуры преимущественного права при ее неудовлетворительных итогах (раскроем данный вариант чуть позже).

По завершении срока, отведенного на осуществление преимущественного права (в т. ч. подведение его итогов), а для АО, при увеличении уставного капитала которых такое право не возникло, – с момента государственной регистрации дополнительного выпуска акций (если, конечно, регистрация не сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг – тогда срок начала размещения нормативно смещен и зависит от даты раскрытия информации), можно начинать размещение дополнительных акций инвестору. Данная процедура включает следующие последовательные этапы:

  1. Заключение договора купли-продажи (договора мены в случае оплаты дополнительных акций неденежными средствами) ценных бумаг (акций). Указанный договор не должен предусматривать условий, противоречащих условиям размещения, указанным в зарегистрированном решении о дополнительном выпуске ценных бумаг.
  2. Оплата дополнительных акций инвестором. С оплатой денежными средствами все сравнительно понятно. Несколько сложнее обстоит дело с «оплатой долгами» или зачетом встречных требований и оплатой неденежными средствами.

При зачете встречных требований главным условием, отраженным в разъяснениях ФСФР России, является тот факт, что права требования по таким обязательствам со стороны инвестора уже наступили (Информационное письмо ФСФР России от 03.11.2010 г. «Об оплате дополнительных акций, размещаемых посредством закрытой подписки, путем зачета денежных требований к акционерному обществу»). При этом основным документом, подтверждающим оплату, является соглашение (заявление) о таком зачете (ссылка на форму документа и порядок оформления такого зачета должны быть указаны в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг).

При оплате неденежными средствами все имущество (имущественные права), которое подлежит внесению в качестве оплаты дополнительных акций и переход права по которому не регистрируется в соответствии с законодательством РФ, передается инвестором эмитенту на основании акта приема-передачи такого имущества, подписанного сторонами, и дополнительные акции считаются оплаченными на стоимость такого имущества с момента подписании данного акта.

В случае если переход прав на имущество, вносимое в качестве оплаты, должен сопровождаться государственной регистрацией перехода права (например, недвижимое имущество), то моментом оплаты будет считаться дата государственной регистрации права на такое имущество за АО-эмитентом. В этой связи, при оплате акций имуществом такого рода, инвестор должен учитывать сроки, требуемые для осуществления мероприятий по регистрации права на такое имущество, и соотносить их с оставшимся сроком размещения, предусмотренным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг.

В случае возникновения существенного риска выхода сроков регистрации права на имущество за пределы срока размещения дополнительных акций возможно внесение изменений в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг в части продления срока размещения (но не более чем на один год за один раз, при этом суммарный срок размещения не должен превышать трех лет) на основании решения уполномоченного органа АО (п. 9.3, п. 10.1 Положения о стандартах эмиссии). Указанные изменения в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг должны быть зарегистрированы в соответствии с п. 9.6 Положения о стандартах эмиссии.

Если совета директоров в АО нет, то решение о внесении изменений в зарегистрированное решение о дополнительном выпуске ценных бумаг может принять только общее собрания акционеров, но в таком случае срок принятия решения общим собранием может выйти за пределы срока размещения, что недопустимо исходя из требований п. 10.3 Положения о стандартах эмиссии, и, соответственно, момент обращения с комплектом документов для государственной регистрации изменений в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг может выйти за пределы срока для направления на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (1 месяц с момента завершения размещения), что повлечет риск признания регистрирующим органом дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся по собственной инициативе.

При оплате имуществом необходимо обязательное выполнение предварительной процедуры определения денежной оценки имущества, которая должна быть основана на рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком, и не должна превышать эту стоимость. Органом, уполномоченным определять денежную оценку имущества, по умолчанию является совет директоров АО (п. 1 ст. 77 ФЗ Об АО), а при его отсутствии – общее собрание акционеров, что необходимо учитывать при планировании процедуры.

Встречаются ситуации, когда имущество, внесение которого было запланировано инвестором в качестве оплаты при увеличении уставного капитала АО, за период времени, прошедший с принятия решения о размещении и до наступления момента фактического его внесения, существенно дорожает. Тому причиной могут быть самые разнообразные факторы, в том числе имеющийся сейчас непредсказуемый рост валюты по отношению к рублю. Естественным в такой ситуации является желание инвестора наиболее эффективно использовать имеющийся в его распоряжении актив. В первую очередь, чтобы понять реальную рыночную стоимость, инвестору необходимо повторно провести независимую оценку такого имущества. В последующем существуют три возможных выхода из сложившейся ситуации:

Первый подразумевает юридическую возможность разделить имущество таким образом, чтобы оплатить частью предполагаемого имущества дополнительные акции (при этом важно, чтобы описание имущества, вносимого в качестве оплаты, не противоречило описанию, содержащемуся в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг). В дальнейшем можно повторить процедуру в отношении оставшейся части имущества.

Второй, довольно кардинальный, – «свертывание» данной процедуры увеличения уставного капитала и начало новой. Такое решение может быть принято инвестором в случае, если разделить имущество юридически сложно или невозможно, либо описание данного имущества не будет соответствовать указанному в зарегистрированном решении о дополнительном выпуске ценных бумаг. В случае принятия такого решения нужно очень внимательно отнестись к фактам реализации преимущественного права в таком АО, т. к. в случае неучастия инвестора в увеличении уставного капитала после использования преимущественного права может кардинально поменяться соотношение участия акционеров в уставном капитале такого АО.

Третий связан с процедурой внесения изменений в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг в отношении увеличения количества размещаемых дополнительных акций (процедура, аналогичная описанной немногим ранее применительно к продлению срока размещения) либо изменения (замене) имущества, которым планируется оплатить дополнительные акции (в том числе на денежные средства). Особенностью такой процедуры будет то, что принимать решение о внесении изменений в зарегистрированное решение о дополнительном выпуске ценных бумаг будет однозначно общее собрание акционеров (т. к. изменяются условия размещения, которые определены решением о размещении, п. 9.3 Положения о стандартах эмиссии).

Важной особенностью изменений, вносимых в решение о выпуске ценных бумаг в данной связи, будет соблюдение условий, установленных аб. 6 п. 10.4 Положения о стандартах эмиссии, при которых не нарушаются права инвестора и акционеров АО. Так, например, при увеличении количества размещаемых акций у лиц, которые обладали преимущественным правом, исходя из буквального трактования данной нормы, возникает право на приобретение дополнительного количества акций (большего, чем при ранее определенных условиях), т. е. фактически нужно будет повторить процедуру размещения по преимущественному праву. Однако обобщенный за последнее полугодие опыт внесения аналогичных изменений (зарегистрированных ЦБ и его территориальными подразделениями) показывает, что регистрирующий орган при внесении таких изменений не всегда требует каких-либо дополнений в порядок реализации преимущественного права, что может свидетельствовать о том, что в понимании регистрирующего органа увеличение количества размещаемых акций по решению общего собрания акционеров не влечет нарушения прав акционеров АО. Складывается впечатление, что если АО-эмитент самостоятельно не предусмотрит данное обстоятельство, то регистрирующий орган, в отсутствие каких-либо претензий со стороны акционеров, на это внимания не обращает.

  1. Внесение записи (записей) в реестр акционеров о размещении полностью оплаченных дополнительных акций. Внесение указанных записей осуществляется регистратором на основании передаточных распоряжений, направляемых руководителем (уполномоченным лицом) АО-эмитента, на полностью оплаченные дополнительные акции. При направлении таких распоряжений регистратору уполномоченное лицо АО-эмитента должно учитывать сроки, предусмотренные для внесения такой записи регистратором, чтобы указанные записи были внесены до даты окончания срока размещения дополнительных акций, предусмотренных зарегистрированным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг.

Процедура размещения считается оконченной с момента окончания срока размещения, установленного решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, либо с момента внесения записи о размещении последней акции дополнительного выпуска (в зависимости от того, какое из указанных событий наступит ранее).

Отчет о результатах размещения

После окончания размещения дополнительных акций, в соответствии с п. 8.1 Положения о стандартах эмиссии, у АО возникает обязанность в течение 30 дней с даты окончания размещения направить в регистрирующий орган отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (с соответствующим комплектом документов, согласно п. 8.10 и гл. 24 Положения о стандартах эмиссии).

Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг по умолчанию (п. 8.7 Положения о стандартах эмиссии) утверждается единоличным исполнительным органом АО (если иной орган не определен уставом АО).

Комплект документов для государственной регистрации отчета имеет ряд особенностей в случае, если дополнительные акции оплачивались неденежными средствами (п. 24.3 Положения о стандартах эмиссии) или зачетом встречных требований (аб. 10 п. 24.1 Положения о стандартах эмиссии).

Так, при оплате имуществом, в регистрирующий орган дополнительно предоставляются отчет независимого оценщика об определении рыночной стоимости такого имущества (либо его резолютивная часть), решение уполномоченного органа об определении денежной оценки имущества, вносимого в качестве оплаты дополнительных акций, а также документы, подтверждающие право собственности АО-эмитента на данное имущество (для АО, имеющих долю государства или муниципального образования, либо в случае если государство или муниципальное образование является инвестором, передающим имущество, могут потребоваться дополнительные документы, перечисленные в п. 24.3 Положения о стандартах эмиссии).

При оплате дополнительных акций путем зачета встречных требований инвестора к АО-эмитенту в регистрирующий орган дополнительно предоставляется копия заявления (соглашения) о зачете и копии документов, являющихся основанием возникновения встречных требований.

Для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг АО-эмитент обязано оплатить государственную пошлину в размере 35 000 рублей (согласно подпункту 53 п. 1 с. 333.33 НК РФ).

Срок, установленный п. 8.12 Положения о стандартах эмиссии на рассмотрение пакета документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, составляет 14 календарных дней. В случае принятия решения о регистрации АО-эмитенту выдается соответствующее уведомление и 2 экземпляра зарегистрированного отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг.

Увеличение уставного капитала и обязательное предложение в ПАО

На этом заканчивается процедура эмиссии, предусмотренная ст. 19 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Но для АО завершающим шагом будет внесение изменений в устав в части увеличения уставного капитала и уменьшения количества объявленных акций. Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ Об АО, указанные изменения вносятся на основании решения, являющегося основанием для размещения дополнительных акций, и зарегистрированного отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, т. е. созывать дополнительное собрание акционеров для утверждения таких изменений не требуется.

Обязательно стоит остановиться на одном важном последствии для инвестора, которое влечет увеличение уставного капитала в публичных (открытых) АО в случаях, когда размер доли инвестора по результатам эмиссии переваливает установленные ст. 84.2 ФЗ Об АО пороги. Для одних инвесторов это желаемый результат, который выводит их на путь возможного приобретения 100% пакета в таких ПАО (ОАО), но для других возникновение обязанности направления в АО в соответствии со ст. 84.2 ФЗ Об АО обязательного предложения – это ненужная обуза из множества затратных корпоративных действий, невыполнение которых может повлечь риски привлечения инвестора к административной ответственности с наложением крупных штрафов и запрет на распоряжение частью пакета акций.

В связи с этим, инвестору, который планирует в ходе увеличения уставного капитала приобрести более 30% акций ПАО (ОАО) либо превысить остальные пороги (50 и 75%) и в планах которого отсутствует направление обязательного предложения в такое АО, необходимо сразу подумать о вариантах избавления от данной обязанности.

Для начала необходимо обратить внимание на п. 8 ст. 84.2 ФЗ Об АО, где приведен исчерпывающий перечень ситуаций, при которых у лица, доля голосующих акций которого в ПАО (ОАО) перевалила за пороги 30, 50 или 75%, не возникает обязанности по направлению обязательного предложения.

Из указанного перечня сразу можно отметить, что с точки зрения «вхождения» инвестора возможно применение только двух из перечисленных оснований:

  • приобретение акций в ходе реорганизации АО (данный случай мы опишем немного позднее);
  • приобретение акций в ходе использования акционером преимущественного права приобретения дополнительных акций.

Второй из перечисленных способов в общем случае применить вряд ли удастся. Для достижения результата в ходе его использования необходимо сразу несколько допущений. Это и наличие у инвестора предварительного пакета (до 30% в целевом АО), и наличие в обществе иных акционеров, составляющих кворум для принятия решения в отношении увеличения уставного капитала в пользу третьего лица (которое фактически акции приобретать не будет), и отсутствие или минимальное участие иных возможных акционеров-преимущественников в дополнительной эмиссии.

План действий таков:

  • принимается решение об увеличении уставного капитала в пользу «подставного» лица, при этом инвестор не принимает участие в собрании (голосование «против» при наличии у инвестора существенного предварительного пакета может повлечь непринятие такого решения);
  • объем эмиссии рассчитывается пропорционально имеющейся у инвестора доле (можно заложить резерв на непредсказуемых акционеров), т. е. общий размер дополнительной эмиссии значительно превышает тот объем, который в итоге приобретет инвестор, оставшиеся акции будут считаться неразмещенными;
  • в ходе процедуры преимущественного права инвестор выкупает часть эмиссии пропорционально предварительно располагаемой доле;
  • срок размещения для «подставного» приобретателя делается минимальным, он ничего не приобретает, и АО регистрирует отчет об итогах выпуска ценных бумаг на количество акций, выкупленных инвестором.

Существенными недостатками такого способа является необходимость предварительного «заведения» акций на инвестора и указание значительно большего объема эмиссии, что влечет увеличение затрат на государственную пошлину и возможность попадания в федеральный список эмитентов либо «попадание» на регистрацию проспекта ценных бумаг.

Существуют и иные способы избежать направления обязательного предложения при увеличении уставного капитала, которые используются значительно чаще.

Так, наиболее часто применяемым способом является увеличение уставного капитала за счет группы лиц, формально не аффилированных инвестору, но подконтрольных ему. Т. е. либо в ходе эмиссии, либо сразу после нее пакет акций, приобретаемый в ходе увеличения уставного капитала, разбивается на несколько лиц, каждое из которых владеет не более чем 30% акций АО-эмитента. Когда идет приобретение в ходе эмиссии, каждое из таких лиц отражается как потенциальный приобретатель в регистрационных документах (данный способ наименее рисковый).

Вариант, когда инвестор после аккумулирования на себе значительного пакета сразу распределяет его по подконтрольным лицам, осуществим при условии завершения такой реализации (внесения записей в реестре акционеров) не позднее 35 дней, отведенных ст. 84.2 ФЗ Об АО на направление обязательного предложения, с даты размещения инвестору дополнительных акций в ходе процедуры увеличения уставного капитала. Учитывая то обстоятельство, что между этими сделками еще должна пройти процедура государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, риск не уложиться в срок и «заработать» обязанность по направлению обязательного предложения и/или штраф довольно значительный.

Данный способ имеет также один значительный недостаток – необходимость иметь формально неаффилированных подконтрольных лиц, в которых инвестор должен быть уверен, и, опять же, присутствие риска раскрытия оснований подконтрольности и построения цепочки к обязательному предложению.

С введением в российское корпоративное право понятия корпоративный договор (акционерное соглашение) заключение данного соглашения между акционерами АО в целях неиспользования права для направления акционерами заявлений по обязательному предложению также практикуется как способ исполнить заложенную законодательно обязанность, фактически ее не исполняя.

Данный вариант имеет ряд недостатков. Во-первых, он применим только в АО, где есть возможность «договориться». Во-вторых, инвестору необходимо будет пройти весь путь и понести обязательные для этого расходы (оценка, банковская гарантия, возможные затраты на консультантов).

Реорганизация как средство привлечения инвестора

Если даже не говорить о ПАО и о заложенной в данную процедуру «амнистии» от обязанности по направлению обязательного предложения, то, как таковая, реорганизация – это довольно распространенный способ достижения инвестором и менеджментом АО цели увеличения уставного капитала АО за счет АО, которым владеет инвестор, в распоряжении которого находятся целевые активы.

Говоря об увеличении уставного капитала конкретного АО в ходе процедуры реорганизации, исходя из возможных форм реорганизации АО, предусмотренных п. 2 ст. 15 ФЗ Об АО, отметим, что для данных целей подходит только реорганизация в форме присоединения.

Процедура увеличения уставного капитала в ходе реорганизации по этапам соответствует процедуре эмиссии, упомянутой в начале статьи, со своими особенностями на каждом из указанных этапов.

Так, решением о размещении, в данном случае, будет решение о реорганизации и об увеличении уставного капитала АО, к которому осуществляется присоединение (п. 47.1 Положения о стандартах эмиссии). Если мы говорим об увеличении уставного капитала за счет инвестора (в данному случае АО-донора, принадлежащего инвестору), необходимо просчитать будущий уставный капитал, соотнеся все это с источниками, которые возможно использовать для формирования уставного капитала в ходе такой реорганизации (аб. 3 п. 50.11 Положения о стандартах эмиссии), соотношение долей акционеров (в том числе инвестора) после реорганизации и еще на стадии формирования (создания) АО-донора учесть данные обстоятельства при формировании структуры баланса такой компании. С учетом приведенных параметров подбирается коэффициент конвертации акций АО-донора в акции АО, к которому осуществляется присоединение и который фактически формирует будущую структуру акционерного капитала.

Думаю, имеет смысл напомнить, что реорганизация сопровождается, кроме всех процедур, соответствующих процедуре эмиссии, процедурами уведомления государственных органов и кредиторов в соответствии с требованиям ГК, ФЗ Об АО и ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

Решение о реорганизации принимается общими собраниями акционеров АО, участвующих в реорганизации. При этом уполномоченный орган АО, к которому осуществляется присоединение, также принимает решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций, которое должно содержать перечень информации, во многом схожий с подпиской.

Соответственно, аналогичным образом встает вопрос о наличии в уставе АО объявленных акций, положений, препятствующих увеличению уставного капитала, и, исходя из структуры органов управления, формируется итоговая повестка дня общего собрания акционеров, в которую могут также войти вопросы, связанные с определением количества объявленных акций, внесением изменений в устав и утверждением решения о выпуске акций (при отсутствии совета директоров в таком АО).

Не стоит забывать, что принятие решения о реорганизации является одним из условий, при которых у акционеров, голосовавших «против» решения о реорганизации, либо не присутствовавших на собрании при решении данного вопроса, в соответствии со п. 1 ст. 75 ФЗ Об АО, возникает право требовать выкупа принадлежащих им акций. Данное обстоятельство требует определения уполномоченным органом (по умолчанию, в соответствии со ст. 75 ФЗ Об АО, это совет директоров) цены выкупа акций у акционеров. Эта цена определяется с учетом независимой оценки (т. е. в данном случае привлечение оценщика обязательно) и при определении цены акции оценщиком не должны учитываться возможные последствия принятия решения о реорганизации (п. 3 ст. 75 ФЗ Об АО).

Уведомляя акционеров о собрании, на котором будет рассматриваться вопрос о реорганизации АО, уполномоченный орган АО обязан одновременно указать на возможность и условия возникновения у акционеров права выкупа и цену выкупа акций АО (п. 1, 2 ст. 76 ФЗ Об АО). Следовательно, к моменту уведомления акционеров о собрании уже должна быть оценка и соответствующее решение совета директоров (или иного уполномоченного органа).

Особенностью принятия решения о размещении при реорганизации является то, что оно состоит из двух решений (о реорганизации и об увеличении уставного капитала), при этом исходя из положений ФЗ Об АО и содержания устава АО может возникнуть ситуация, когда такие решения принимаются разными органами АО (собранием акционеров и советом директоров, соответственно). Кроме того, такие существенные условия размещения, как порядок конвертации, находят отражение в заключаемом АО, участвующими в реорганизации, договоре присоединения.

Итак, решение о реорганизации, в соответствии с п. 2 ст. 17 ФЗ Об АО, для АО-донора должно содержать упоминание о реорганизации в форме присоединения и утверждении договора присоединения, для АО, к которому осуществляется присоединение, кроме перечисленных аспектов, добавляется упоминание об утверждении передаточного акта.

Решение об увеличении уставного капитала, принимаемое уполномоченным (в соответствии с уставом АО) органом управления, в соответствии с п. 53.5 Положения о стандартах эмиссии должно содержать указание на количество размещаемых дополнительных акций в пределах объявленных акций, способ размещения (конвертация) и коэффициент конвертации.

Процедура государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг АО, к которому осуществляется присоединение, может осуществляться одновременно с процедурами уведомления государственных органов и кредиторов. За государственную регистрацию выпуска ценных бумаг при реорганизации уплачивается государственная пошлина в размере 35 000 рублей (согласно подпункту 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Размер пошлины не зависит от объема эмиссии.

Комплект документов для регистрации дополнительного выпуска акций при реорганизации, кроме заявления и самого решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, должен содержать копии решений о реорганизации, копии уставов всех АО, участвующих в реорганизации, копию договора присоединения, копию передаточного акта, копию документа, подтверждающего нахождение АО в процессе реорганизации (п. 49.1 Положения о стандартах эмиссии).

На момент подачи документов в ФНС на государственную регистрацию реорганизации в форме присоединения должны быть выполнены 2 условия:

  • зарегистрирован дополнительный выпуск ценных бумаг при реорганизации в форме присоединения;
  • закончился срок, отведенный законодательством на уведомление кредиторов о реорганизации.

Фактически момент государственной регистрации реорганизации (прекращения деятельности АО-донора в связи с присоединением) и дата внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ является датой размещения дополнительных акций, размещаемых в ходе реорганизации в форме присоединения (п. 50.4 Положения о стандартах эмиссии).

Как и в случае с подпиской, в течение одного месяца с даты размещения ценных бумаг АО, к которому осуществлено присоединение, обязано направить в регистрирующий орган комплект документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, при этом оплатив государственную пошлину в размере 35 000 рублей.

Особенностью формирования комплекта документов для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг при присоединении является дополнение комплекта документов копией документа, подтверждающего прекращение деятельности присоединяемого АО.

Государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска и последующее внесение изменений в устав АО в части увеличения уставного капитала и уменьшения количества объявленных акций завершают процедуру увеличения уставного капитала.

Сроки рассмотрения документов и основные требования к их комплектности при осуществлении процедуры эмиссии при реорганизации сопоставимы с подпиской. Особенности процедуры реорганизации в форме присоединения, приведенные в статье, отражены в гл. 47-49, 50 Положения о стандартах эмиссии.

В данной статье было рассмотрено довольно узкое направление в корпоративных мероприятиях АО, связанных с процедурой дополнительной эмиссии. Каждый конкретный случай привлечения в АО инвестора индивидуален, и его необходимо рассматривать через призму разных возможных вариантов реализации поставленных инвестором и АО целей.

В современных реалиях постоянного изменения корпоративного законодательства инвестору и менеджменту АО не всегда самостоятельно удается выработать достаточное понимание поставленных целей и порядка их достижения, и увеличение уставного капитала АО зачастую сопровождается привлечением профессиональных консультантов.


Вернуться к списку

Распечатать страницу
Поиск по сайту: