Платить или не платить «грязные платежи»? Вот в чем вопрос!

А.В. Лаврушичев

Заместитель директора по финансовым услугам

Журнал «Бухгалтерский вестник», №4, ноябрь 2003г.

Аннотация: Плата за загрязнение окружающей среды – это, наверное, один из самых непонятных, запутанных, сомнительных и спорных (особенно в последнее время) обязательных платежей для хозяйствующих субъектов в Российской Федерации. В предлагаемой статье будет восстановлена примерная хронология всех споров по данному вопросу с подведением её к текущему состоянию. Цель - попробовать разобраться, как лучше себя вести в отношении упомянутого обязательства.








Нормативный акт считается недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.









Плата за загрязнение окружающей среды является не налогом, а фискальным сбором








Нормативы платы за загрязнение окружающей среды вводятся только Правительством РФ



Нормативы платы за загрязнение признаны недействующими еще 12 апреля 2002г.








Безакцептный порядок взыскания платы за загрязнение окружающей среды не соответствует закону















На фискальный сбор не распространяется ответственность, установленная Налоговым Кодексом РФ









При несвоевременном возврате средств можно потребовать возместить проценты за пользование денежными средствами согласно ст.395 ГК РФ


Порядок расчета и уплаты сбора за загрязнение до сих пор публично не установлен

Постановление, изданное во исполнение закона, утратившего силу, тоже прекращает свое действие

Налоговые органы не вправе использовать свои полномочия для контроля за взиманием платы за загрязнение

Необходимо радикальное обновление нормативно правовой базы по возмездности негативного воздействия на окружающую среду

Плата за загрязнение окружающей природной среды. Платить или не платить?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте попробуем разобраться, чем установлен данный платеж. В настоящий момент все ссылаются на Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992г. N632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», вокруг которого идут многочисленные споры. Оглянувшись назад на историю этих споров, мы увидим следующие моменты.

Все началось с того, что 28 марта 2002г. Верховный Суд РФ своим решением N ГКПИ 2002-178 постановление №632 признал незаконным (недействительным), так как плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом, а не актом Правительства Российской Федерации. В кассационной инстанции это решение было оставлено без изменения (Определением N КАС 02-232 от 4 июня 2002г.).

Министерство природных ресурсов РФ отреагировало на это выпуском письма N 15-53/3342 от 31 октября 2002г., в котором говориться, что постановление №632 считается недействующим и не подлежит применению с 4 июня 2002г. Оно ссылается на абзац третий статьи 239-8 и положения статьи 208 и 312 Гражданского процессуального кодекса РСФСР устанавливающие момент, с которого обжалуемый нормативный акт или его часть считаются недействующими, - вступление в законную силу соответствующего решения суда.

Аналогичной позиции придерживалось и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в своем письме от 23 июля 2002г. N НА-6-21/1065@ , заявляя, что оснований для возврата налогоплательщикам денежных средств, уплаченных ими в бюджетную систему Российской Федерации, до вступления в законную силу Решения не имеется.

Далее в этом вопросе намечается резкий поворот. 10 декабря 2002г. Конституционный Суд РФ в своем Определении от N 284-О заявляет, что постановление № 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ, так как оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

После этого МНС РФ также резко меняет свое мнение по данному вопросу в письме от 27 января 2003г. N НА-6-21/115@, отменяя Письмо МНС России от 23.07.2002г. N НА-6-21/1065@ с момента его издания.

Казалось бы, что на этом вопрос можно было бы считать закрытым, смирившись с фактом обязанности внесения в бюджет Платы за загрязнение окружающей среды.

Однако, в настоящий момент вступило в силу Решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2003г. N ГКПИ 03-49, которое Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 мая 2003г. N КАС 03-167 оставлено без изменения, а жалоба правительства без удовлетворения. Суть этого решения в следующем.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» доходы федерального бюджета, поступающие в 2003 году, формируются за счет налогов, сборов, пошлин и платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Взимание платы за загрязнение окружающей среды установлено федеральным законодательством. Эти платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором (этой же позиции теперь придерживаются и налоговые органы).

Пунктом 2 Постановления N 632 Министерству экологии и природных ресурсов Российской Федерации было поручено разработать до 1 ноября 1992г. базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Во исполнение данного пункта Постановления Министерство охраны окружающий среды и природных ресурсов РФ 27 ноября 1992г. своим приказом без номера утвердило «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы», которые так и не были официально опубликованы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает, что Правительство РФ издает постановления на основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных конституционных законов, нормативных указов Президента РФ.

Вышеназванные законодательные акты не предусматривают делегирование Правительством РФ полномочий федеральным органам исполнительной власти по установлению нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002г. N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» сформулирована правовая позиция, согласно которой делегирование Правительству РФ Федеральным законом полномочий по установлению порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду предполагает, что нормативы платы вводятся Правительством РФ.

Как установлено в судебном заседании, ранее утвержденные «Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Коэффициенты, учитывающие экологические факторы» признаны недействующими Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 апреля 2002г. N 187.

По объяснениям представителей заинтересованного лица Правительства РФ на момент рассмотрения дела Правительством РФ готовился нормативный правовой акт об установлении ставок за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что положения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 не соответствуют действующему законодательству и подлежат признанию недействующими.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

Предусмотренное данным пунктом положение о взыскании с природопользователей платежей в безакцептном порядке не соответствует закону.

С 1 марта 1996г. введена в действие часть вторая Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Федеральный закон от 10 января 2002г. «Об охране окружающей среды» не устанавливает безакцептный порядок списания платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании сказанного, Верховный Суд Российской Федерации решил: признать недействующим п. 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992г. N 632, в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке.

Как видно из всего вышеизложенного, ещё с 3 квартала 2002г. у налоговых органов нет оснований для требования и взыскания платы за загрязнение окружающей среды.

Во-первых, действовавшие с 1993г. базовые нормативы платы за выбросы и коэффициенты, учитывающие экологические факторы признаны недействующими Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12 апреля 2002г. N 187 ( только 21 июня 2003г. в «Российской газете» № 120 опубликовано Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»). Таким образом, с 12 апреля 2002г. прекратили свое существование ставки платы за загрязнение окружающей природной среды – элемент, без которого исчисление любого обязательного платежа невозможно в принципе.

Следовательно, с указанной даты проблема исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды перешла из правовой плоскости в сугубо техническую.

Независимо от признания или непризнания за Правительством России права делегировать свои полномочия федеральным ведомствам, природопользователи оказались не в состоянии исчислить плату, а контролирующие органы – проконтролировать правильность ее исчисления. Остается лишь догадываться, чем руководствовались природоохранные органы, продолжавшие начислять природопользователям после 12 апреля 2002г. суммы платежей, а также налоговые органы, категорически настаивавшие на их уплате.

Во-вторых, действующее законодательство не устанавливает безакцептный порядок списания платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В-третьих, взимание платы за загрязнение окружающей среды установлено федеральным законодательством. Эти платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. А если на эту Плату не может быть распространен критерий правомерности налоговых платежей, то на него не может распространяться и ответственность, установленная Налоговым кодексом РФ.

На основании перечисленных моментов можно смело утверждать, что организации не должны были платить данный Платеж, как минимум с 3-его квартала 2002г. Все притязания налоговых и природоохранных органов на взимание платы за загрязнение окружающей природной среды не только не лишены правовых оснований, но и практически нереализуемы. Суммы, внесенные природопользователями за этот период, подлежат безусловному возврату из бюджета, как излишне уплаченные.

Для возврата уплаченных денежных средств достаточно будет направить в налоговые органы заявление с просьбой считать расчеты за 2002 год (в части 3-4 кварталы) и за 2003 год недействительными и требовать снять с начисления суммы, причитающиеся к уплате.

Сумму денежных средств, излишне взысканную и перечисленную в бюджет можно попросить зачесть в счет погашения текущей задолженности по другим налогам или перечислить на любой из расчетных счетов организации, информация о которых имеется и своевременно обновляется в налоговых органах.

Если с Вас потребуют предоставить плановые расчеты Платежей за загрязнение окружающей среды за 3-4 квартал 2003 года по новым нормативам платы за выбросы (утв. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003г. N 344), то обращаем Ваше внимание на то, что Постановлением не определено, с какого периода эти нормативы следует применять.

В случае неудовлетворения Ваших требований Вы вынуждены будете обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав с требованием взыскать незаконно удерживаемые денежные средства, а также санкции, возникающие в данной ситуации. А именно потребовать возместить проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Во всяком случае, у Вас имеются очень серьезные шансы (если не сказать больше) возвратить сумму платы за загрязнение на окружающую среду за период 3-4 квартал 2002г. и 1-2 квартал 2003г.

Отдельно следует остановиться на периоде, предшествовавшем отмене ставок платы за загрязнение окружающей природной среды – до 12 апреля 2002г. Возьмемся утверждать, что и до этой даты законные основания для взимания платы отсутствовали. Причина этого проста – приказ Минприроды России от 27.11.1992г. без номера не был официально опубликован и не зарегистрирован в Минюсте РФ, что, кстати, и стало причиной его отмены. В связи с этим возникает вопрос, каким образом и по каким основаниям налоговые и природоохранные органы намерены аргументировать обязанность природопользователей знать и применять кулуарно принятый нормативный правовой акт. Во всяком случае, часть третья статьи 15 Конституции РФ содержит вполне однозначный запрет на применение подобных документов: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения».

Но можно пойти ещё дальше. Дело в том, что правительство 12 июня 2003г. утвердило только нормативы платы за выбросы. А порядок расчета и уплаты этого платежа, который должен быть публично установлен, - отсутствует. Конечно же можно сослаться на старый порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992г. N632), однако в самом его начале указывается, что оно издано в соответствии с Законом РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной среды».

Федеральным законом от 10 января 2002г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вышеуказанный Закон признан утратившим силу с момента вступления в силу нового закона, определяемого днем официального опубликования (Текст закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002г. N6, в «Парламентской газете» от 12 января 2002г., N9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002г., N2, ст.133). Из этого вытекает, что постановление Правительства №632 издано во исполнение закона, который с 12 января 2002г. признан утратившим силу, а, следовательно, и само постановление с этого момента не обязательно к применению.

Помимо изложенного, взимание платы за загрязнение окружающей среды существенно осложнено и другими обстоятельствами. Так, традиционный интерес к этому платежу испытывают налоговые органы. Однако их компетенция в данном вопросе отнюдь не выглядит бесспорной в свете позиций высших органов судебной власти страны, весьма своеобразно определивших статус платы за загрязнение окружающей среды («фискальный сбор»), и поставивших ее тем самым вне системы налогов и сборов Российской Федерации. Констатируя непричастность платы к системе налогов и сборов РФ, нельзя не сделать вывод о том, что налоговые органы не вправе использовать свои полномочия для контроля за ее взиманием. Иными словами, органы МНС России не имеют никакого отношения к плате за загрязнение окружающей (за исключением случаев, когда они сами являются природопользователями).

В заключение хотелось бы сказать, что если у хозяйствующих субъектов, хватит смелости отстаивать и придерживаться позиции, рассматриваемой в данной статье, то у налоговых и фискальных органов не будет никаких оснований для привлечения к ответственности за неуплату данного сбора. При этом правомерность предъявления соответствующих исков налоговыми органами вызывает большие сомнения. А мы будем с нетерпением ждать, когда законодательные и исполнительные органы власти приведут в соответствие действующие правила, опираясь на которые можно было бы законно вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Для полного упорядочения взимания платы за загрязнение окружающей природной среды необходимо радикальное обновление нормативно правовой базы. Без этого усилия Правительства Российской Федерации напоминают латание тришкиного кафтана.

Вернуться к списку