Полдюжины вопросов об аренде государственного имущества. Актуальные правовые и учетные аспекты.

А.В. Лаврушичев

Заместитель директора по финансовым услугам

Журнал «Бухгалтерский Вестник», №11 (137), 2006 г.

Аннотация: Достаточно часто организации арендуют недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. При непосредственном соприкосновении с указанной ситуацией у многих возникает целый ряд вопросов, по которым налогоплательщики (налоговые агенты) и фискальные органы не могут прийти к однозначным ответам.

Согласно п.4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения у государственных или муниципальных унитарных предприятий остается в собственности государства

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача государственного имущества в аренду является объектом налогообложения НДС, а, следуя п. 3 ст. 161 НК РФ, арендаторы этого имущества выступают налоговыми агентами.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ налоговой базой признается сумма арендной платы с учетом НДС

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ счет-фактуру обязан составить налогоплательщик, а не налоговый агент.

Счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость

На налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику (пп.1 п.3,п.4 ст 24 НК РФ)

Обязательства налогового агента – арендатора возникают только в момент выплаты арендной платы арендодателю и одновременном удержании из этого дохода необходимой суммы налога

Ответственность за непредставление налоговым агентом налоговому органу в установленный срок необходимых для осуществления налогового контроля документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Гражданский кодекс РФ не выделяет договор аренды государственного и муниципального имущества в отдельный вид арендных правоотношений. Вместе с тем в зависимости от того, кто является сторонами такого договора, в зависимости от самого объекта договора налоговые обязательства как арендодателя, так и арендатора имеют ряд особенностей. Как показывает практика, арендаторы государственного имущества сталкиваются с большим количеством проблем, начиная от некорректных формулировок в договоре и заканчивая ошибками при отражении арендных отношений в бухгалтерском и налоговом учетах. В этой статье мы попытаемся рассмотреть некоторые из этих проблем с учетом изменений налогового законодательства с 01.01.2006г. и предложить варианты их решения.

Достаточно часто организации арендуют недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности (далее для краткости будим называть его государственным имуществом). Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача такого имущества в аренду является объектом налогообложения НДС, а, следуя пункту 3 статьи 161 НК РФ, арендаторы этого имущества выступают налоговыми агентами. То есть они обязаны самостоятельно определить налоговую базу, исчислить сумму налога на добавленную стоимость, удержать её из доходов, уплачиваемых арендодателю и уплатить в бюджет.

Вроде бы достаточно просто и понятно. Однако при непосредственном соприкосновении с указанной ситуацией у многих возникает целый ряд вопросов, по которым налогоплательщики (налоговые агенты) и фискальные органы не могут прийти к однозначным ответам. Попробуем разобрать их по очереди.

ВОПРОС 1. Быть или не быть налоговым агентом? – вот в чем вопрос. Или, если не так пафосно: Каждая ли передача в аренду государственного имущества приводит к возникновению обязанностей налогового агента у арендатора?

Пункт 3 статьи 161 НК РФ применяется при аренде государственного или муниципального имущества и только в том случае, когда таким имуществом распоряжается соответствующий орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления.

На практике достаточно распространенной ошибкой при определении налоговых обязательств арендодателя и арендатора является неверное определение статуса арендодателя.

Так, при заключении договора аренды с государственным или муниципальным унитарным предприятием во многих случаях арендатор полагает, что становится налоговым агентом. В свою очередь арендодатель даже не подозревает, что у него возникли обязанности налогоплательщика. По сути, такие заблуждения основываются на том, что имущество, находящееся у таких предприятий на праве хозяйственного ведения, продолжает оставаться в собственности у государства (см. пункт 4 статьи 214 ГК РФ).

Вместе с тем, имущество, находящееся в государственной собственности, делится на две части - имущество, закрепляемое за государственным предприятием или учреждением, и средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Вторая часть государственного имущества составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Что касается имущества, находящегося в муниципальной собственности, то согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ оно также либо закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, либо составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Именно этим юридическим лицом (унитарным предприятием) производится распоряжение имуществом, закрепленным за ним, а не органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. С учетом положений статей 125, 214, 294, 296 и 299 ГК РФ уполномоченные органы власти распоряжаются только тем имуществом, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным или казенным предприятием.

Именно от этих позиций и надо отталкиваться при решении вопроса о возникновении статуса налогоплательщика или налогового агента.

Таким образом, арендатор признается налоговым агентом только в случаях:

  1. если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти;
  2. еслиарендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. На практике в подобных случаях заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодатель), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и фирмой-арендатором.

По договорам аренды федерального и муниципального имущества, заключенным между фирмой-арендатором и балансодержателем-унитарным предприятиям (не относящимся к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) минуя органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, уплату налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляют балансодержатели-унитарные предприятия. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость. Вся сумма арендной платы вместе с НДС перечисляется арендатором балансодержателю, который в свою очередь самостоятельно осуществляет расчеты по этому налогу с бюджетом.

Именно такой позиции придерживается Конституционный Суд РФ в своём Определении от 02.10.2003г. № 384-О, которая полностью совпадает с позицией налоговых органов, определенной в письме МНС России от 22.11.2002г. № 03-1-07/2975/15-АН789 «О зачислении НДС от арендной платы».

ВОПРОС 2. Как исчислить сумму налога, если в договоре о нем вообще нет речи?

Для расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, организации необходимо определить налоговую базу. В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ таковой признается сумма арендной платы с учетом НДС.

Сумма налога должна быть указана в договоре отдельной строкой или включена в сумму арендной платы. В данном случае у организации нет причин для волнения.

Однако часто встречается ситуация, когда арендная плата определена договором как сумма без НДС, а о самом налоге в договоре вообще нет речи.

Некоторые арендаторы в подобной ситуации идут рискованным путем: они выделяют из суммы арендной платы (без НДС) сумму налога и уплачивают в бюджет, перечисляя арендодателю меньше, чем это предусмотрено договором. Можно, конечно, отстаивать эту позицию, настаивая на том, что величина арендной платы установленная договором, включает НДС даже в том случае, если в договоре ничего не сказано об этом. Но в этой ситуации для разрешения разногласий с арендодателем по поводу размера арендной платы дорога лежит прямо в судебные инстанции.

Самый простой и спокойный вариант разрешения сложившейся ситуации состоит в том, что организация на сумму арендной платы должна начислить НДС по налоговой ставке 18% (пункт 3 статьи 164 РФ). Сложив сумму арендной платы и сумму начисленного на неё НДС, организация получит налоговую базу для расчета налога. Применив к ней расчетную ставку 18/118 (пункт 4 статьи 164 РФ) организация исчислит сумму налога.

Такого варианта расчетов налога придерживаются и суды. Примером этого могут являться постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2004г. № А19-12498/03-18-Ф02-1884/04-С1, от 17.09.2004г. № А33-2354/04-С1-Ф02-3741/04-С2.

Однако в этой ситуации организация может столкнуться с другой проблемой. Налоговые органы могут отказать по формальному признаку организации в праве на вычет НДС по причине того, что он уплачен за счет собственных средств организации, а не удержан из арендной платы.

Вывод: Чтобы избежать проблем в сложившейся ситуации, в договор аренды нужно срочно вносить изменения о включении НДС в сумму арендной платы.

ВОПРОС 3. Насколько необходимо арендатору выписывать самому себе счета-фактуры? Можно ли предъявлять НДС с арендной платы к налоговому вычету в случае отсутствия счетов-фактур?

Необходимость составления арендатором-налоговым агентом счета-фактуры на сумму арендной платы фактически является обязанностью, навязанной налоговым агентам разъяснениями налоговых органов, например, в абз. 4 п.36.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000г. N БГ-3-03/447.(Приказом Федеральной налоговой службы от 12 декабря 2005г. N САЭ-3-03/665@ настоящий приказ признан утратившим силу). Обязанность составления счетов-фактур в таких ситуациях налоговые органы транслируют и в письмах УМНС России по г. Москве от 26 декабря 2003г. № 24-11/72147 и от 10 сентября 2003г. № 24-11/49353.

По их мнению, арендатор должен выписать счет-фактуру сам себе, сделав на нем пометку «Аренда государственного (муниципального) имущества». Он подписывается руководителем организации-арендатора и её главного бухгалтера. В строке «Продавец» счета-фактуры необходимо указать арендодателя имущества, в строке «Покупатель» - арендатора. Такой вариант заполнения налоговые органы, в частности, предлагают в письме УМНС России по гор.Москве от 29 ноября 2002г. № 24-11/58282.

При оказании услуг (в том числе в случае предоставления имущества в аренду) строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» заполнять не нужно (см. письмо Минфина России от 23 сентября 2004 г. № 03-04-11/158).

Считается, что правильнее и удобнее выписывать счет-фактуру в двух экземплярах: первый будет храниться в журнале учета полученных счетов-фактур, а второй – в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Графу 5 табличной части счета-фактуры, в которой отражается стоимость услуги без НДС, арендатор не заполняет. В графе 7 он должен указать расчетную ставку (18/118), в графе 8 – сумму удержанного налога, а в графе 9 – сумму выплаченного арендатору дохода (общую сумму арендной платы, включая НДС).

Иногда бывает, что арендатор перечисляет арендную плату несколькими платежами в течение одного месяца. В этом случае он может составлять счета-фактуры на каждую перечисленную сумму. Однако этот вариант представляется достаточно трудоемким и часто предлагают другой, более простой. Учитывая, что налоговым периодом по НДС является как минимум месяц, арендатору достаточно выписать один счет-фактуру, датировав его последним днем текущего месяца, на общую сумму арендной платы, перечисленной в этом месяце.

Однако, если говорить об обязанности составлять арендатором-налоговым агентом счета-фактуры самим себе с точки зрения налогового законодательства, то это «псевдообязанность».

На самом деле, согласно пункту 3 статьи 169 НК РФ составить счет-фактуру обязан налогоплательщик, а не налоговый агент. Статья 161 НК РФ также не устанавливает обязанности арендаторов - налоговых агентов составлять счета-фактуры. Статья 24 НК РФ устанавливает права и обязанности налоговых агентов, среди которых мы опять же не найдем обязанности по составлению счетов-фактур за налогоплательщика. Более того, НК РФ вообще не предусматривает составление счета-фактуры налоговым агентом.

Таким образом, арендатор не должен самому себе выставлять счета-фактуры. Но тогда с учетом положений статьи 171 и статьи 172 НК РФ возникает закономерный вопрос - сможет ли налоговый агент в этом случае предъявить НДС к налоговому вычету.

Ответ на данный вопрос полностью раскрыт в Определении КС РФ ещё от 02.10.2003г. N 384-О, где указано:

«…при аренде государственного или муниципального имущества органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - в отличие от других арендодателей (частных лиц) - не выписывают счета-фактуры, в связи с чем возникает проблема получения арендатором такого имущества вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного им как налоговым агентом, поскольку отсутствие счета-фактуры рассматривается налоговыми органами как формальное препятствие для его осуществления...

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Такой подход согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов по налогу на добавленную стоимость, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 февраля 2001 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость».

Следовательно, арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации в их конституционно-правовой трактовке по этому основанию не противоречат Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации».

Таким образом, арендатор, являющийся в силу пункта 3 статьи 161 НК РФ налоговым агентом, не обязан выставлять самому себе счета-фактуры, но при этом имеет право предъявить перечисленный в бюджет НДС к вычету на основании документов, подтверждающих уплату НДС. Такими документами могут служить, например, платежные поручения (при наличии первичных документов, подтверждающих наличие арендных правоотношений).

ВОПРОС 4. Можно ли налоговым органам привлекать налогового агента к ответственности и начислению пени за неуплату в бюджет налога, и в каких случаях?

Налоговые агенты обязаны перечислять только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Это следует из анализа подпункта 1 пункта 3, а также пункта 4 статьи 24 НК РФ. На налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику.

Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям статьи 8 НК РФ, согласно которой «…налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 НК РФ). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. Следовательно, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.

Таким образом, нормы налогового законодательства, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов, так как лишь только в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.

Следовательно, самое главное определить дату, когда у налогового агента возникает обязательство по удержанию и перечислению суммы налога на добавленную стоимость из общей суммы арендной платы. Статья 167 НК «Момент определения налоговой базы» ничего нам не говорит об особенностях определения этого момента для налоговых агентов-арендаторов государственного имущества. Только в пункте 15 этой статьи есть упоминание о моменте определения налоговой базы для налоговых агентов, осуществляющих:

  • реализацию на территории РФ конфискованного имущества;
  • реализацию на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Однако в пункте 3 статьи 161 НК РФ в отношении налоговых агентов-арендаторов государственного имущества говорится, что «…указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых (от автора – именно «уплачиваемых», а не «подлежащих уплате») арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога». Таким образом, обязательства налогового агента – арендатора возникают только в момент выплаты арендной платы арендодателю и одновременном удержании из этого дохода необходимой суммы налога.

Как было отмечено выше, согласно пункту 4 статьи 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы и уплате пеней, установленных статьей 75 НК РФ. Начисление пеней на суммы неудержанных налоговым агентом сумм налогов неправомерно.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Неправомерно доначисление сумм НДС и пеней в отношении налогового агента в том случае, если он не удержал сумму налога из выплаченного налогоплательщику дохода

2. Арендатор обязан удерживать НДС и уплачивать в бюджет налог из реального выплачиваемого налогоплательщику дохода. Если у налогового агента имеется задолженность перед арендодателем, то он не обязан исчислять НДС с начисленной, но не перечисленной арендной платы.

Теперь несколько слов о штрафах. Необходимо обратить внимание на то, что конструкция статьи 123 НК РФ позволяет применять ответственность (штраф) к налоговым агентам даже в том случае, если арендатор не удержал соответствующие суммы налога с налогоплательщика.

В силу именно этой статьи с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению

При рассмотрении споров судами должно учитываться, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика. Именно такая позиция высказана в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5.

ВОПРОС 5. Должны ли исполнять обязанности налогового агента при аренде государственного имущества организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и другие специальные налоговые режимы?

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения или другие специальные налоговые режимы, не признаются плательщиками НДС (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Между тем, они не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению этого налога. Конкретные указания на это обычно уже имеются во всех главах НК РФ, описывающих специальные налоговые режимы, например, пункт 5 статьи 346.11 по «упрощенцам» и пункт 4 статьи 346.1 по ЕСХН (единый сельхозналог). Помимо этого в Налоговом кодексе есть общая информация об этом. Она содержится в 21 главе НК РФ в пункте 2 статьи 161, где сказано, что «…Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога (от автора – Налога на добавленную стоимость), и иные обязанности, установленные настоящей главой».

В обязанности налогоплательщиков, рассматриваемых в данном вопросе, входит также заполнять и сдавать налоговую декларацию.

До января 2006 г. действовала утвержденная приказом Минфина России от 03.03.2005г. N 31 Инструкция по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, где в пункте 1 раздела I, говорится о том, что при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками НДС в связи с переходом на специальные налоговые режимы, представляются титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации за налоговый период, установленный пунктом 2 статьи 163 НК РФ, то есть за квартал. Причем данное правило распространялось и в том случае, если арендная плата и, соответственно, НДС перечислялись арендатором ежемесячно.

Однако приказом Минфина РФ от 28 декабря 2005г. N 163н были утверждены новые формы налоговой отчетности по НДС, которые применяются, начиная с представления налоговых деклараций за январь и 1 квартал 2006 г., тем самым перестала действовать вышеуказанная инструкция по заполнению декларации, так новый приказ признал утратившим силу ранее принятый. В новом приказе имеются инструкции по заполнению деклараций по налоговой ставке 0 процентов и при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Инструкции по заполнению обыкновенной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в этом приказе не утверждено. Видимо полагали, что в данном случае инструктировать налогоплательщиков излишне.

На практике за непредставление налоговой декларации налоговые органы привлекают налоговых агентов – не плательщиков НДС - к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Вместе с тем, как указал ФАС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 07.10.2004г. по делу N А19-7027/04-20-Ф02-4118/04-С1, ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета распространяется только на налогоплательщиков, на что прямо указано в диспозиции статьи 119 НК РФ.

В рассматриваемом случае арендатор налогоплательщиком не является.

Исполняя обязанности по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислению в бюджет удержанных сумм НДС, он выступает в роли налогового агента.

В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

В правоприменительной практике недопустимо расширять сферу действия норм налоговой ответственности.

Точно такой же позиции придерживался и ФАС Северо-Западного округа в своем постановлении от 26.07.2004г. по делу N А13-3070/04-19.

Ответственность за непредставление налоговым агентом налоговому органу в установленный срок необходимых для осуществления налогового контроля документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ. За это нарушение предусмотрено взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Таким образом, за непредставление налоговым агентом налоговой декларации (в том случае, если он не является еще и налогоплательщиком НДС) может применяться ответственность только по статье 126 НК РФ, но никак не по статье 119 НК РФ.

ВОПРОС 6. Как отражать в бухгалтерском учете операции по аренде государственного имущества?

Вроде бы вопрос простой и нет необходимости лишний раз обращаться к нему и рассматривать. С другой стороны, при достаточно нередком обращении экспертов – авторов публикаций в различных изданиях к вопросу аренды государственного имущества, единообразия рассуждений и предлагаемых схем не наблюдается.

Например, в одном из уважаемых печатных изданий за июнь 2006 г. в статье на подобную тему был предложен следующий пример и вариант отражения хозяйственных операций в учете.

Пример. В 2006г. организация ежемесячно уплачивает за аренду объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, 94 400 руб. (с учетом НДС). Согласно условиям договора аренды арендная плата за текущий месяц уплачивается не позднее 5-го числа этого месяца. Арендная плата без НДС в сумме 80 000 руб. перечислена арендодателю 05 февраля 2006г. НДС в сумме 14 400 руб. уплачен в бюджет 15 февраля 2006г.

Предложенный вариант отражения в учете.

____________________________________________________________________

05 февраля:

Дебет 76/ «Департамент имущества» - Кредит 51 – 80 000 руб. – перечислена арендная плата за февраль

Дебет 19 –Кредит 68/ «Налоговый агент» - 14 400 руб. - отражен НДС, подлежащий уплате в бюджет; выписан счет-фактура; зарегистрирован в книге продаж (94 400 руб. х 18/118).

15 февраля:

Дебет 68/ «Налоговый агент» - Кредит 51 – 14 400 руб. – НДС перечислен в бюджет

28 февраля:

Дебет 26 – Кредит 76/ «Департамент имущества» - 80 000 руб. – признана в расходах арендная плата за февраль;

Дебет 68/ «НДС» - Кредит 19 – 14 400 руб. – сумма НДС, фактически уплаченная в бюджет, принята к вычету; счет-фактура зарегистрирован в книге покупок.

____________________________________________________________________

Анализируя предложенную схему, можно заметить, что ни одна из описанных проводок не отражает факт удержания налога на добавленную стоимость из доходов, уплачиваемых арендодателю, как то предписывает пункт 3 статьи 161 НК РФ.

Схема отражения в бухгалтерском учете аренды государственного имущества у арендатора должна как минимум предусматривать факт начисления дохода арендодателю с налогом (брутто) и факт удержания этого налога в момент уплаты арендных платежей арендодателю за минусом налога (нетто).

В связи с вышеизложенным, нам видится более приемлемой следующая схема отражения в бухгалтерском учете аренды государственного имущества у арендатора:

____________________________________________________________________

05 февраля:

Дебет 60/ «Департамент имущества» – Кредит 51 – 80 000 руб. – перечислена арендная плата за февраль

Дебет 60/ «Департамент имущества» – Кредит 68/ «Налоговый агент» - 14 400 руб. - отражен НДС, подлежащий удержанию и перечислению бюджет

15 февраля:

Дебет 68/ «Налоговый агент» - Кредит 51 – 14 400 руб. –перечислен в бюджет НДС, удержанный из дохода арендодателя

28 февраля:

Дебет 26 – Кредит 60/ «Департамент имущества» - 80 000 руб. – начислена арендная плата за февраль (без НДС);

Дебет 19 – Кредит 60/ «Департамент имущества» - 14 400 руб. – начислен НДС, предъявляемый к вычету с арендной платы за февраль

Дебет 68/ «НДС» - Кредит 19 – 14 400 руб. – сумма НДС, фактически уплаченная в бюджет, принята к вычету после принятия к учету стоимости потребленных услуг.

____________________________________________________________________

Вы можете заметить, что мы не только предлагаем проводить начисление НДС, подлежащего удержанию и перечислению, через расчеты с арендодателем, но и сами расчеты мы считаем правильнее отражать на счете 60 «Расчеты с поставщиками», а не на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Это будет более корректным по отношению к Плану счетов и соответствовать названию счета, так как арендодатель по договору аренды выступает как поставщик услуги.

Мы преднамеренно в своем примере не указывали когда и в какой момент выписывать счета-фактуры и их отражение в книге покупок и книге продаж с учетом информации изложенной при рассмотрении вопроса 3.

Вы сами должны принять для себя и Вашей организации решение о том, как Вам действовать в отношении документального оформления предъявления к вычету налога на добавленную стоимость, исчисленного, удержанного из дохода арендодателя, и перечисленного в бюджет.

Вернуться к списку