ru en
Услуги и решения Команда Проекты

ЕГРЮЛ – Особенности внесения изменений

О.В. Макарочкина

Специалист отдела корпоративных процедур

Журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления" №6(37), июнь 2007.

Любое из существующих на данный момент юридических лиц, хотя бы однажды сталкивалось с необходимостью государственной регистрации ряда своих действий - будь то создание, реорганизация, ликвидация, регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, внесение изменений в сведения о нем, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Особенностью и уникальностью последнего являются единство и сопоставимость содержащихся в нем сведений.

Процедура регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются, пожалуй, самыми распространенными из перечисленных выше юридических действий.

Основным нормативным документов, призванным регулировать процедуру государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ является Закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" №129-ФЗ от 08.08.2001г. (далее - Закон).

Обязанность по предоставлению юридическим лицом в регистрирующие органы сведений (документов) возникает при изменении следующих сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ (п.1  ст.5 Закона):

  • полного и (в случае, если имеется) сокращенного наименования, в том числе фирменного наименования, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках;
  • организационно-правовой формы;
  • адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
  • сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; 
  • размера указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
  • фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
  • сведений о филиалах и представительствах юридического лица;
  • кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Изменение других сведений о юридическом лице осуществляется в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством, и не требует предоставления непосредственно юридическим лицом документов на государственную регистрацию в регистрирующий орган.

Порядок уведомления (сообщения) об изменении сведений о юридическом лице, не являющихся основание для предоставления юридическим лицом документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ, указан в таблице 1.

Таблица 1

п/п

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ

Лицо, предоставляющее сведения

Срок уведомления (сообщения)

Нормативное обоснование

1

сведения о лицензиях

лицензирующий орган

не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.

ч.2 п.4 ст.5 Закона

2

сведения о номере и дате регистрации юридического лица в качестве страхователя во внебюджетных фондах

органы государственных внебюджетных фондов

не позднее пяти дней с момента регистрации юридических лиц в качестве страхователей

ч.3 п.4 ст.5 Закона

3

сведения о банковских счетах

банки (об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета)

не позднее пяти дней со дня открытия, закрытия или изменения реквизитов счета

ч.4 п.4 ст.5 Закона

п.1 ст.86 НК РФ

(Приложение №1 к Приказу ФНС России от 13.12.2006г. №САЭ-3-09/861@)

юридические лица (об открытии или о закрытии счетов)

в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов

п.2 ст.23 НК РФ (Приложение №1 к Приказу ФНС России от 09.11.2006г. №САЭ-3-09/778@)

Далее рассматриваются особенности внесения изменений в ЕГРЮЛ, требующие обращения юридического лица в регистрирующий орган и предоставления ему сведений (документов).

Законом предусмотрено две процедуры внесения изменений в ЕГРЮЛ:

  • государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (например, смена наименования, места нахождения, изменение положений Устава и/или Учредительного договора);
  • внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (например, изменение сведений о единоличном исполнительном органе, об участниках юридического лица (для обществ с ограниченной ответственностью), видах экономической деятельности).

При изменении сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном главой 6 Закона.

В соответствии с положениями ст.17 гл.6 Закона документами, представляемыми юридическим лицом в регистрирующий орган являются:

1. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям о том, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.

2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица представляются:

а) подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Формы представляемых заявлений и порядок их заполнения устанавливаются следующими нормативными актами:

  • Постановлением Правительства РФ №439 от 19.06.2002г. "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее   Постановление);
  • Приказом ФНС России №САЭ-3-09/16@ от 01.11.2004г. "О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лиц и индивидуального предпринимателя".

Размер государственной пошлины определяется согласно ст.333.33 НК РФ и составляет 400 рублей.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

В случае внесения изменений в ЕГРЮЛ, связанных с изменением места нахождения юридического лица, регистрирующий орган вносит запись в ЕГРЮЛ и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Представление документов для регистрации осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения с пометкой "регистрация".

Письмо ФНС России №09-1-03/4151@ от 28 августа 2006г. гласит, что представление документов для государственной регистрации юридических лиц может осуществляться любым физическим лицом (в том числе курьером, третьим лицом) независимо от того, является ли указанное физическое лицо заявителем или нет и вне зависимости от наличия доверенности на представление документов.

На основании п.3 ст.9 Закона расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения выдается регистрирующим органом только заявителю в случае, если документы были представлены в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация изменений в ЕГРЮЛ осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (предусмотрено ст.8 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Реестр. В срок не более одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган должен выдать (направить) документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, форма и содержание которого устанавливаются Постановлением.

Процедура регистрации изменений в ЕГРЮЛ, описанная в данной статье носит исключительно теоретический характер. Применение на практике норм законодательства о государственной регистрации юридических лиц не всегда выглядит именно так, как это указано в нормативных документах. Многие положения, требования, рекомендации, которыми в основном руководствуются исполнительные органы, значительно устарели, кроме того, имеется достаточно много расхождений в нормативных актах и правоприменительной практике, что влечет за собой сложности при проведении процедуры регистрации изменений, в первую очередь, для юридических лиц.

Поэтому, при планировании мероприятий и сроков осуществления процедур государственной регистрации необходимо учитывать, что на каждом этапе вполне возможно возникновение проблем, решение которых значительно увеличит трудовые, временные, а зачастую и финансовые затраты юридического лица при указанных видах государственной регистрации. О них мы поговорим в следующей статье.

Вернуться к списку

Распечатать страницу
Поиск по сайту: